...

Частые вопросы


В школе карате «Мэй» есть только белый и чёрный пояса, как и было исходно в японских боевых практиках.Традиционно каратэ практикуют в белом каратэ-ги (буквальный перевод с японского – «одежда для каратэ»). Белый пояс, как и белая одежда, отражает сущность ян, то есть внешнюю форму, упорную физическую работу.

Чёрный пояс означает сущность инь – содержание. Когда каратэка (буквальный перевод с японского – «человек, практикующий каратэ») научился вкладывать в форму своего движения какой-то смысл, содержание, он получает чёрный пояс. С момента, когда движение становится выражением содержания, когда из смешения инь и ян появляется что-то новое, и начинается изучение боевого искусства именно как искусства.

Невозможно сказать ученику: «в твоем движении есть содержание, но на пятьдесят процентов», потому что содержание либо есть, либо его нет. По этой причине нет промежуточных уровней между белым и чёрным поясом.


По-японски чёрный пояс называется 初段 (shodan). В отличие от остальных «данов» он пишется через иероглиф «начало», а не через числительное «один» (как 二段, nidan, «второй уровень»). То есть это «начальный уровень». Это тот уровень, когда каратэка (буквальный перевод с японского – «человек, практикующий каратэ») научился придавать внешней форме своего движения внутреннее содержание. С этого момента только начинается изучение боевого искусства именно как искусства.

В то же время, какого бы высокого уровня мастерства ни достиг каратэка, он всё время будет находиться лишь в начале пути, поскольку по сравнению с бесконечным знанием, которое он ещё может освоить, имеющееся у него конечное знание ничтожно мало. И в этом есть своя прелесть: каждый раз, когда человек поднимается на новую вершину, ему открывается следующая. И как бы высоко он не поднялся, всегда будет что-то более высокое.

Поэтому надуманная система «данов» лишена смысла. С одной стороны, точно измерить количество «содержания» в «форме», и присвоить этому определённый уровень – невозможно, а чёрный пояс обозначает только наличие того самого содержания. С другой стороны, по сравнению с бесконечным знанием различия между уровнем любых мастеров ничтожно малы.

Точно также нет смысла говорить, что десятый дан – эта вершина мастерства, потому что у мастерства нет вершины, нет предела, если это мастерство – искусство.

Дойти до уровня чёрного пояса не так сложно, как это пытаются выставить некоторые недобросовестные люди, стремящиеся подчеркнуть значимость своих достижений. Дойти до такого уровня может любой человек, который поставит перед собой эту цель. При этом время обучения не так велико, как пытаются внушить некоторые «мастера», для взрослого человека оно измеряется несколькими годами, а не десятилетиями. Высказывания о том, что «лишь немногие получают чёрный пояс» вводят в заблуждение и существуют с одной единственной целью: повысить значимость чёрного пояса.

Необходимо помнить, что чёрный пояс – это не «вершина мастерства», а начальный уровень. Начинать учиться каратэ, «чтобы получить чёрный пояс», нецелесообразно. Во-первых, это не такая сложная задача, как кажется на первый взгляд. А во-вторых, потратив несколько лет и дойдя до момента, где только начинается всё самое интересное, где начинается искусство, обидно бросать занятия.


В школе «Мэй» мы изучаем боевое искусство, применяя подход каратэ. Различия между стилями каратэ только в форме, а по существу все стили одинаковы. А поскольку именно содержание, а не форма, является определяющим, вопрос о стиле неуместен.

Тем не менее можно сказать, что в самом начале обучения за основу мы берём идею стиля 松濤館流 (shoutoukanryuu), или Сётокан-рю. Что это за стиль?

В буквальном переводе с японского это «стиль «школа господина Сёто». Сёто – псевдоним, взятый основателем стиля, выходцем с Окинавы Фунакоси Гитином. Однако этот псевдоним является важной составляющей названия стиля и в очередной раз демонстрирует умение японоговорящих людей подобрать такую метафору, которая предельно чётко описывает суть явления.

松濤 (shoutou) по-японски означает звук порывов ветра, с силой прорывающегося через сосновую хвою, и напоминающий шум морских волн. То есть, название говорит о существовании мощной невидимой силы (ветер), которая динамична (волнообразно нарастает и убывает) и которую невозможно остановить, потому что она проходит сквозь препятствия. Сам стиль является лишь воспринимаемой формой (звук) этой силы, содержания (ветер нельзя увидеть, но можно услышать, поэтому звук – воспринимаемое воплощение ветра).

Идея Сётокан-рю в том, чтобы не пытаться сразу научить содержанию, а научить максимально простой форме, через которую можно найти содержание. Затем каратэка развивает содержание и ищет для него новую, свою индивидуальную форму. Боевое искусство индивидуально. У одних получится сито-рю, у других годзю-рю, а у третьих что-то, что вообще не вписывается в привычное понимание каратэ, что не мешает ему быть воплощением боевого искусства.

Такой подход к обучению является одним из основополагающих принципов, например, в тайцзицюань. Поэтому можно говорить, что мы начинаем обучение с сётокан-рю, можно говорить, что с тайцзицюань. Содержание от этого не изменится.


Это хобби. Это занятие, которое приятно, даёт пространство для самосовершенствования (делать что-то лучше и лучше), предоставляет возможность отвлечься от бытовых забот и побыть наедине со своими мыслями.

Понимая, как стать лучше в любимом деле, человек может переложить найденные принципы на свою жизнь в целом, что помогает ему проще переносить возникающие трудности и эффективнее решать необходимые задачи.


Многие учат, что кимэ – это предельное напряжение мышц в момент удара. Однако, это совершенно неверно и не соответствует тому объяснению, которое дают японцы. Такая ошибка возникла из-за языкового барьера: европейцы, в ХХ веке кинувшиеся изучать каратэ, не владели японским языком, а японцы плохо владели английским. Поэтому, когда сэнсэй на тренировке говорил «more kime!», для европейских учеников эта фраза оставалась загадкой. Получая одобрение тогда, когда они выполняли действие более собранно, европейцы сделали вывод, что кимэ – это та самая собранность, обеспеченная синхронным напряжением мышц. Так они дальше и учили своих учеников. Но это неверно.

決め (kime) – это существительное, образованное от глагола 決める (kimeru), то есть, «решать, определять, устанавливать». То есть, делать однозначный выбор. Именно тот самый выбор, о котором говорится в выражении 一拳必殺 (ikken hissatsu). То есть, кимэ – это решимость, уверенность, определённость, детерминированность. И именно так объясняют японцы на семинарах: «без кимэ вы не успеете вовремя начать встречное движение», «если нет кимэ, вы не сможете оттеснить противника, и будете отступать».

Если человек уверен в своих силах, он реже попадает в неприятные ситуации, поскольку его уверенность заметна окружающим, и число желающих нарываться резко сокращается. Это пассивное обеспечение безопасности и одно из проявлений кимэ.

Если начинается бой, то очень важно отбросить сомнения, принять однозначное решение: драться или убегать. И если человек принял решение драться, то, чтобы иметь шанс на победу, он должен действовать решительно. Эта решимость обеспечивает возможность оказывать давление на противника: позиционное, психологическое, физическое, что в итоге позволяет одержать победу. Эта решимость и есть кимэ.

Поэтому фраза «more kime!» означает «бей решительнее» или «бей поувереннее», что и приводит в итоге к повышению собранности и координации мышечного напряжения. Но кимэ отсылает нас не к внешнему физическому проявлению, а к первопричине, лежащей в плоскости психики.











©Школа каратэ Cинсокюмэй, 2018